Детский сад№6 г. Пролетарск. Подготовительная группа «Казачата бравые ребята»

Беседа в старшей группе «Донской народный театр.»

Беседа Донской народный театр.

Цель занятия: Создание условий для формирования представлений о жанрах народных и кукольных театров на Дону

Задачи:

Образовательные: - продолжать знакомить детей с народными театрами; закрепить  название музыкальных инструментов, используемых на Дону; знакомство с донским  музыкальным инструментом – «рыле» (лира).

Развивающие: - развивать эмоционально-чувственную сферу; развивать игровые, песенные навыки.

Воспитательные: - содействовать воспитанию любви к казачьему фольклору ,воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми во время игры.

Предварительная работа: знакомство с драмами «Атаман Буря», «Степан Разин» и «Ермак», разучивание песни «Уж ты хмель»

Материалы и оборудование:  ИКТ

Предполагаемый результат: знание детьми видов казачьих народных театров, музыкальных инструментов Дона, игры «Плетень».

Ход занятия:

Музыкальный руководитель вносит Петрушку.

Петрушка: Собирайся народ! Начинаем представление!

Воспитатель: Петрушка, как ты сюда попал?

Петрушка:  А я слышал, что вы сегодня рассказываете о казачьем театре и пришел послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем пригласить с нами остаться Петрушку? (ответы детей) А почему? (ответы детей). Традиционно на Дону в театре показывали казачьи героические драмы. Показывали их обычно во время праздников.

А также были представления, в которых звучали мотивы казачьей вольницы (борьбы за лучшую долю казачек) находили живой отклик в сердцах, как исполнителей, так и зрителей и воспринимался всегда с огромным энтузиазмом.

Для представления приспосабливался один из торговых корпусов. Его называли скоморошным. Плата за вход была разная: «стоять – пятак, а ежели сидеть  - то и до полтины». Оформлялся спектакль красочно с большой фантазией. Как вы представляете себе оформление спектаклей?

Предложения детей.

Воспитатель: Какие вы знаете популярные драмы на Дону?

(ответы детей – «Атаман Буря», «Степан Разин» и «Ермак»).

Что вы можете рассказать о героях этих спектаклей?

Ответы детей.

Воспитатель: Наиболее ярко вольнолюбивые традиции казачества отразились  в играх. Во время игры устанавливалась строгие правила. Нарушителей наказывали: заставляли пробежать босиком по улице под смех толпы. А при вторичном нарушении с позором исключали из игры.

Женщины в гулебную компанию не допускались. От них разрешалось только принимать пищу для общего котла, поскольку во время игры устанавливалась ссыпчина.

Игры открывались парадным шествием казаков, которые появлялись с лихой развеселой песней. Ребята, какую мы знаем с вами развеселую песню? (ответы детей). Давайте исполним её.

Звучит песня «Уж ты хмель».

Воспитатель: А теперь время пришло игры.

Проводится игра «Плетень»

Воспитатель: Наряду с героической драмой на Дону бытовали сатирические комедии. Создавая грубоватый и озорной театр народной сатиры,  казаки использовали различные виды фольклора – загадки, поговорки, песни, сказки, анекдоты и удалую пляску. Излюбленным героем донской народной комедии был плутоватый казак по имени Чигуша.

Как вы думаете, каким характером обладал Чигуша?

Воспитатель: Так же очень популярным на Дону был кукольный театр. До начала представления в комнате соседней с горницей на полу расстилали большую полсть, на которую садился водитель кукол. Его покрывали редким пологом с тем, чтобы он мог видеть движение кукол. Руки его просовывали через прорези на пологе и на них надевались куклы. После этих приготовлений четверо дюжих казаков брали полость за углы и вносили в горницу, где обычно проходило представление.

Показ слайдов с иллюстрациями первого донского кукольного театра.

Воспитатель: Представление обычно сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Какие донские музыкальные инструменты вы знаете?

Дети. Гармонь, бубен, трещотка.

Воспитатель: Самым древним струнным инструментом у казаков считалась донская лира по-местному – рыле. Донская лира имела 4 струны и от 11 до 14 клавишей.

Показ слайда, с изображением «рыле».

Воспитатель: Петрушка, много интересного ты узнал? Ребята, предлагаю вам напомнить Петрушке, о чем сегодня я вам рассказала.

Петрушка благодарить  за интересный рассказ, прощается и уходит.

23 апреля 2024 в 11:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.